Статьи

Отбор по условию

Словарь автоматизатора




Мультивибратор -
Регенеративное устройство с одной или несколькими времязадающими RC-цепочками, служащее для генерации прямоугольных импульсов с заданными параметрами. Различают две разновидности М.: 1) ждущий М. (одновибратор) с одним устойчивым состоянием и одним временно устойчивым состоянием, генерирующий одиночные импульсы; 2) автоколебательный М. (прилагательное часто опускается) с двумя временно устойчивыми состояниями, генерирующий периодическую последовательность импульсов.

Весь словарь »»»








Современный взгляд на ОС реального времени

А. А. Жданов (ЗАО "РТСофт") (URL: www.rtsoft.ru)
Подробная информация об организации
В статье рассказывается об операционных системах реального времени (ОСРВ). Приводится определение систем реального времени, рассматриваются основные параметры и механизмы, обеспечивающие требования реального времени. Обсуждаются проблемы, иллюзии и тенденции развития ОСРВ. Сделана попытка классификации систем реального времени. Отдельная глава посвящена новым веяниям и новым продуктам в мире ОСРВ расширениям реального времени для WindowsNT.


Что такое системы реального времени?

Понятия "реальное время", "работа в реальном масштабе времени", "операционные системы реального времени" известны всем, но толкуются они часто по-разному и спектр этих толкований очень широк. Количество иллюзий и мифов в мире реального времени велико. Например, часто путают такие понятия, как "реальное время" и "скорость". Иногда полагают, что применение операционной системы реального времени автоматически разрешит все проблемы создания надежной предсказуемой системы. Иногда, наоборот, считают, что системы реального времени - занятие для теоретиков, а любую задачу реального времени можно решить, используя популярные операционные системы общего назначения - достаточно быть просто хорошим программистом и знать архитектуру компьютера. Так ли это?

Чем принципиально отличаются операционные системы реального времени от операционных систем общего назначения?

ОС общего назначения, особенно многопользовательские, такие как UNIX, ориентированы на оптимальное распределение ресурсов компьютера между пользователями и задачами (системы разделения времени), В ОСРВ подобная задача отходит на второй план - все отступает перед главной задачей - успеть среагировать на события, происходящие на объекте.

Другое отличие - применение операционной системы реального времени всегда связано с аппаратурой, с объектом, с событиями, происходящими на объекте. Система реального времени как аппаратно-программный комплекс включает в себя датчики, регистрирующие события на объекте, модули ввода-вывода, преобразующие показания датчиков в цифровой вид, пригодный для обработки этих показаний на компьютере, и, наконец, компьютер с программой, реагирующей на события, происходящие на объекте. ОСРВ ориентирована на обработку внешних событий. Именно это приводит к коренным отличиям (по сравнению с ОС общего назначения) в структуре системы, в функциях ядра, в построении системы ввода-вывода. ОСРВ может быть похожа по пользовательскому интерфейсу на ОС общего назначения (к этому, кстати, стремятся почти все производители ОС реального времени), однако устроена она совершенно иначе - об этом речь впереди.

Кроме того, применение ОСРВ всегда конкретно. Если ОС общего назначения обычно воспринимается пользователями (не разработчиками) как уже готовый набор приложений, то ОСРВ служит только инструментом для создания конкретного аппаратно-программного комплекса реального времени. И поэтому наиболее широкий класс пользователей ОСРВ - разработчики комплексов реального времени, люди, проектирующие системы управления и сбора данных. Проектируя и разрабатывая конкретную систему реального времени, программист всегда знает точно, какие события могут произойти на объекте, знает критические сроки обслуживания каждого из этих событий.

Назовем системой реального времени (в дальнейшем СРВ) аппаратно-программный комплекс, реагирующий в предсказуемые времена на непредсказуемый поток внешних событий.

Это определение означает, что:

1) Система должна отреагировать на событие, произошедшее на объекте, своевременно, то есть в течение времени, критического для этого события (meet deadline). Величина критического времени для каждого события определяется объектом и самим событием, и, естественно, может быть разной, но время реакции системы должно быть предсказано (вычислено) при создании системы. Отсутствие реакции в предсказанное время считается ошибкой для систем реального времени;

2) Система должна успевать реагировать на одновременно происходящие события. Даже если два или большее число внешних событий происходят одновременно, система должна успеть среагировать на каждое из них в течение временных интервалов, критических для этих событий.

Системы жесткого и мягкого реального времени
Различают системы реального времени двух типов - системы жесткого реального времени и системы мягкого реального времени.

Системы жесткого реального времени не допускают никаких задержек реакции системы ни при каких условиях, так как:

  • результаты могут оказаться бесполезны в случае опаздания;
  • может произойти катастрофа в случае задержки реакции;
  • стоимость опаздания может оказаться бесконечно велика.
Примеры систем жесткого реального времени - бортовые системы управления, системы аварийной защиты, регистраторы аварийных событий.

Системы мягкого реального времени характеризуются тем, что задержка реакции допустима, хотя и может привести к увеличению стоимости результатов и снижению производительности системы в целом.

Пример - работа компьютерной сети. Если система не успела обработать очередной принятый пакет, это приведет к таймауту на передающей стороне и повторной посылке (в зависимости от протокола, конечно). Данные при этом не теряются, но производительность сети снижается.

Основное отличие между системами жесткого и мягкого реального времени можно выразить так: система жесткого реального времени никогда не опаздает с реакцией на событие, система мягкого реального времени - не должна опаздывать с реакцией на событие.

Назовем операционной системой реального времени такую систему, которая может быть использована для построения систем жесткого реального времени.

Это определение выражает отношение к ОСРВ как к объекту, содержащему необходимые инструменты, но также означает, что эти инструменты еще необходимо правильно использовать.


Свойства операционных систем реального времени

Выбирая ОС общего назначения, вы обращаете внимание на ее распространенность, на удобство и комфортабельность систем разработки, на инструментарий системы: сети, базы данных, офисные пакеты и т.п.

А вот что важно для ОСРВ? Какова структура этих продуктов?

Системы исполнения и системы разработки ОСРВ
Одно из коренных внешних отличий систем реального времени от систем общего назначения - четкое разграничение систем разработки и систем исполнения.

Система исполнения ОСРВ - это набор инструментов (ядро, драйверы, исполняемые модули), обеспечивающих функционирование приложения реального времени.

Большинство современных ведущих ОСРВ поддерживают целый спектр аппаратных архитектур, на которых работают системы исполнения (Intel, Motorola, RISC, MIPS, PowerPC и другие). Это объясняется тем, что набор аппаратных средств - часть комплекса реального времени и аппаратура должна быть также адекватна решаемой задаче, поэтому ведущие ОСРВ перекрывают целый ряд наиболее популярных архитектур, чтобы удовлетворить самым разным требованиям по части аппаратуры. Система исполнения ОСРВ и компьютер, на котором она выполняется, называют целевой системой (target).

Система разработки - набор средств, обеспечивающих создание и отладку приложения реального времени. Системы разработки (компиляторы, отладчики и всевозможный вспомогательный инструментарий) работают, как правило, в популярных и распространенных ОС, таких как UNIX и Windows. Кроме того, многие ОСРВ имеют и так называемые резидентные средства разработки, исполняющиеся в среде самой операционной системы реального времени, - особенно это относится к ОСРВ класса "ядра" (см. ниже).



Заметим, что функционально средства разработки ОСРВ отличаются от привычных систем разработки, таких, например, как Developers Studio, TaskBuilder, так как часто они содержат средства удаленной отладки, средства профилирования (измерение времен выполнения отдельных участков кода), средства эмуляции целевого процессора, специальные средства отладки взаимодействующих задач, а иногда и средства моделирования.

Параметры ОСРВ
  • Время реакции системы.
Почти все производители систем реального времени приводят такой параметр, как время реакции системы на прерывание (interrupt latency).

В самом деле, если главным для системы реального времени является ее способность вовремя отреагировать на внешние события, то такой параметр, как время реакции системы является ключевым. Однако, что это за время и как к нему относиться?

Предостерегу читателя сразу: увидев в рекламном проспекте на какую-нибудь ОС реального времени этот параметр без дополнительных пояснений, просто не обращайте на него внимания. В настоящий момент нет, к сожалению, общепринятых методологий измерения этого параметра, поэтому он является полем битвы маркетинговых служб производителей систем реального времени. Есть надежда, что в скором времени положение изменится, так как уже стартовал проект оценки сравнения ОСРВ, который включает в себя в том числе и разработку методологии тестирования см. статью М.Тиммермана.

Как быть в этой ситуации?

Поймем, какие времена мы должны знать для того, чтобы предсказать время реакции системы.

События, происходящие на объекте, регистрируются датчиками, информация с датчиков передается в модули ввода-вывода (интерфейсы) системы. Модули ввода-вывода, получив информацию от датчиков и преобразовав ее, генерируют запрос на прерывание в управляющем компьютере, подавая ему тем самым сигнал о том, что на объекте произошло соответствующее событие. Получив сигнал от модуля ввода-вывода, система должна запустить программу обработки этого события.

Интервал времени - от момента возникновения события на объекте до выполнения первой инструкции в программе обработки этого события - и является временем реакции системы на события, и, проектируя систему реального времени, разработчики должны уметь вычислять этот интервал. Из чего он складывается?

Время выполнения цепочки действий - от события на объекте до генерации прерывания - никак не зависит от ОСРВ и целиком определяется аппаратурой, а вот интервал времени от возникновения запроса на прерывание и до выполнения первой инструкции его обработчика определяется целиком свойствами операционной системы и архитектурой компьютера. Причем это время нужно уметь оценивать в худшей для системы ситуации, то есть в предположении, что процессор загружен, что в это время могут происходить другие прерывания, что система может выполнять какие-то действия, блокирующие прерывания.

Неплохим основанием для оценки времен реакции системы могут служить результаты тестирования с подробным описанием архитектуры целевой системы, в которой проводились измерения, средств измерения и точным указанием, какие промежутки времени измерялись. Некоторые производители ОСРВ-результаты такого тестирования предоставляют. Их не увидишь в рекламных проспектах, но можно отыскать на WEB-страницах, в документах технической поддержки, в публикациях фирм, проводящих независимое тестирование.





  • Время переключения контекста.
В операционные системы реального времени заложен параллелизм, возможность одновременной обработки нескольких событий, поэтому все ОСРВ являются многозадачными (многопроцессными, многонитиевыми). Для того чтобы уметь оценивать накладные расходы системы при обработке параллельных событий, необходимо знать время, которое система затрачивает на передачу управления от процесса к процессу (от задачи к задаче, от нити к нити), то есть время переключения контекста.



  • Размеры системы.
Для систем реального времени важным параметром является размер системы исполнения, а именно суммарный размер минимально необходимого для работы приложения системного набора (ядро, системные модули, драйверы и т. д.). Хотя надо признать, что с течением времени значение этого параметра уменьшается, тем не менее, он остается важным, и производители систем реального времени стремятся к тому, чтобы размеры ядра и обслуживающих модулей системы были невелики. Например, размер ядра ОСРВ OS9 на микропроцессорах МС68xxx - 22 кбайт, VxWorks - 16 кбайт.

  • Возможность исполнения системы из ПЗУ (ROM).
Это свойство ОСРВ - одно из базовых. Оно позволяет создавать компактные встроенные СРВ повышенной надежности, с ограниченным энергопотреблением, без внешних накопителей.

Важным параметром при оценке ОСРВ является набор инструментов, механизмов реального времени, предоставляемых системой. Об этом - следующий раздел.


Механизмы реального времени

Процесс проектирования конкретной системы реального времени начинается с тщательного изучения объекта. Разработчики проекта исследуют объект, изучают возможные события на нем, определяют критические сроки реакции системы на каждое событие и разрабатывают алгоритмы обработки этих событий. Затем следует процесс проектирования и разработки программных приложений.

Мечтой каждого разработчика является идеальная ОСРВ, в которой приложения реального времени разрабатываются на языке событий объекта. Такая система имеет свое название, хотя и существует только в теории. Называется она "система, управляемая критическими сроками". Разработка приложений реального времени в этой системе сводится к описанию возможных событий на объекте. В каждом описателе события указывается два параметра: временной интервал - критическое время обслуживания данного события и адрес подпрограммы его обработки. Всю дальнейшую заботу о том, чтобы подпрограмма обработки события стартовала до истечения критического интервала времени, берет на себя операционная система.

Но это - мечта. В реальности же разработчик должен перевести язык событий объекта в сценарий многозадачной работы приложений ОСРВ, стараясь оптимательно использовать предоставленные ему специальные механизмы и оценить времена реакций системы на внешние события при этом сценарии.

Какие же механизмы в операционных системах реального времени делают систему реального времени (СРВ) предсказуемой?

Система приоритетов и алгоритмы диспетчеризации.
Базовыми инструментами разработки сценария работы системы являются система приоритетов процессов (задач) иалгоритмы планирования (диспетчеризации) ОСРВ.

В многозадачных ОС общего назначения используются, как правило, различные модификации алгоритма круговой диспетчеризации, основанные на понятии непрерывного кванта времени (time slice), предоставляемого процессу для работы. Планировщик по истечении каждого кванта времени просматривает очередь активных процессов и принимает решение, кому передать управление, основываясь на приоритетах процессов (присвоенных им численных значениях). Приоритеты могут быть фиксированными или меняться со временем - это зависит от алгоритмов планирования в данной ОС, но рано или поздно процессорное время получат все процессы в системе.

Алгоритмы круговой диспетчеризации в чистом виде в ОСРВ неприменимы. Основной недостаток - непрерывный квант времени, в течение которого процессором владеет только один процесс. Планировщики же ОСРВ имеют возможность сменить процесс до истечения временного кванта, если в этом возникла необходимость. Один из возможных алгоритмов планирования при этом - "приоритетный с вытеснением". Мир ОСРВ отличается богатством различных алгоритмов планирования: динамические, приоритетные, монотонные, адаптивные и пр., цель же всегда преследуется одна - предоставить инструмент, позволяющий в нужный момент времени исполнять именно тот процесс, который необходим.

Механизмы межзадачного взаимодействия.
Другой набор механизмов реального времени относится к средствам синхронизации процессов и передачи данных между ними. Для ОСРВ характерна развитость этих механизмов. К таким механизмам относятся семафоры, мьютексы, события, сигналы, средства для работы с разделяемой памятью, каналы данных (pipes), очереди сообщений. Многие из подобных механизмов используются и в ОС общего назначения, но их реализация в ОСРВ имеет свои особенности - время исполнения системных вызовов почти не зависит от состояния системы и в каждой ОСРВ есть, по крайней мере, один быстрый механизм передачи данных от процесса к процессу.

Средства для работы с таймерами.
Такие инструменты, как средства работы с таймерами, необходимы для систем с жестким временным регламентом, поэтому развитость средств работы с таймерами - необходимый атрибут ОСРВ. Эти средства, как правило, позволяют:

  • измерять и задавать различные промежутки времени (от 1 мкс и выше);
  • генерировать прерывания по истечении временных интервалов;
  • создавать разовые и циклические будильники.
Здесь описаны только базовые, обязательные механизмы, использующиеся в ОСРВ. Кроме того, почти в каждой ОСРВ вы найдете целый набор дополнительных, специфических только для нее механизмов, касающийся системы ввода-вывода, управления прерываниями, работы с памятью. Каждая система содержит также ряд средств, обеспечивающих ее надежность: встроенные механизмы контроля целостности кодов, инструменты для работы со сторожевыми (Watch-Dog) таймерами.


Классы систем реального времени

Количество операционных систем реального времени, несмотря на их специфику, очень велико. В последнем обзоре "Real-Time Magazine" ( 2-3, 1997) было упомянуто около шестидесяти систем. Наверное, этих систем еще больше, если иметь в виду некоммерческие ОСРВ. Однако сама специфика применения ОСРВ требует гарантий надежности, в том числе и юридических - этим, видимо, можно объяснить тот факт, что среди некоммерческих систем реального времени нет сколько-нибудь популярных.

Среди коммерческих систем реального времени можно выделить группу ведущих систем - по объемам продаж и по популярности. Это системы: VxWorks, OS9, pSOS, LynxOS, QNX, VRTX.

Исполнительные системы реального времени
Признаки систем этого типа - различные платформы для систем разработки и исполнения. Приложение реального времени разрабатывается на host-компьютере (компьютере системы разработки), затем компонуется с ядром и загружается в целевую систему для исполнения. Как правило, приложение реального времени - это одна задача, и параллелизм здесь достигается с помощью нитей (threads).

Системы этого типа обладают рядом достоинств, среди которых главное - скорость и реактивность системы. Главная причина высокой реактивности систем этого типа - наличие только нитей (потоков) и, следовательно, маленькое время переключения контекста между ними (в отличие от процессов).

С этим главным достоинством связан и ряд недостатков: "зависание" всей системы при "зависании" нити, проблемы с динамической подгрузкой новых приложений.

Кроме того, системы разработки для продуктов этого класса традиционно дороги (порядка $20000). Хотя, надо отметить, что качество и функциональность систем разработки в этом классе традиционно хороши, так как они были изначально кроссовыми.

Наиболее ярким представителем систем этого класса является операционная система VxWorks.

Область применения - компактные системы реального времени с хорошими временами реакций.

Ядра реального времени
В этот класс входят системы с монолитным ядром, где и содержится реализация всех механизмов реального времени этих операционных систем. Исторически системы этого типа были хорошо спроектированы. В отличие от систем других классов, которые появлялись как временные компромиссы и затем "наращивали мускулы" благодаря первым удачным реализациям (исполнительные системы реального времени и UNIX ы реального времени), разработчики систем этого класса имели время для разработки систем именно реального времени и не были изначально ограничены в выборе средств (например, фирма Microware имела в своем распоряжении три года для разработки первого варианта OS9).

Системы этого класса, как правило, модульные, хорошо структурированные, имеют наиболее развитый набор специфических механизмов реального времени, компактные и предсказуемые. Наиболее популярные системы этого класса: OS9, QNX.

Одна из особенностей систем этого класса - высокая степень масштабируемости. На базе этих ОС можно построить как компактные системы реального времени, так и большие системы серверного класса.

Как правило, ядра реального времени имеют два типа систем разработки - кроссовую и резидентную.

UNIX ы реального времени
Исторически системы реального времени создавались в эпоху расцвета и бума UNIX а и поэтому многие из них содержат те или иные заимствования из этой красивой концепции операционный системы (пользовательский интерфейс, концепция процессов и т.д.).

Часть разработчиков операционных систем реального времени попыталась просто переписать ядро UNIX, сохранив при этом интерфейс пользовательских процессов с системой, насколько это было возможно. Реализация этой идеи не была слишком сложной, поскольку не было препятствия в доступе к исходным текстам ядра, а результат оказался замечательным. Получили и реальное время, и сразу весь набор пользовательских приложений - компиляторы, пакеты, различные инструментальные системы.

В этом смысле создателям систем первых двух классов пришлось потрудиться не только при создании ядра реального времени, но и продвинутых систем разработки.

Однако Unix ы реального времени не избавлены от следующих недостатков: системы реального времени получаются достаточно большими и реактивность их ниже, чем реактивность систем первых двух классов.

Наиболее популярным представителем систем этого класса является операционная система реального времени Lynx OS.

Расширения реального времени для WindowsNT
В последние два года сразу несколько фирм объявили о создании расширений реального времени для Windows NT. Этот означает, что подобные продукты были востребованы, что и подтверждает динамика их рыночного развития. В самом деле, появление в свое время UNIX ов реального времени означало ни что иное, как попытку применить господствующую программную технологию для создания приложений реального времени. Появление расширений реального времени для Windows NT имеет те же корни, ту же мотивацию - огромный набор прикладных программ под Windows, мощный программный интерфейс WIN32, большое количество специалистов, знающих эту систему. Конечно, соблазнительно получить в системе реального времени все эти возможности. Так как эти продукты - новые и вызывают много вопросов, остановимся на них чуть подробнее.

Несмотря на то, что Windows NT создавалась как сетевая операционная система, и сочетание слов "Windows NT" и "реальное время" многими воспринимается как нонсенс, в нее при создании были заложены элементы реального времени, а именно - двухуровневая система обработки прерываний (ISR и DPC), классы реального времени (процессы с приоритетами 16-32 планируются в соответствии с правилами реального времени). Возможно, причина появления этих элементов кроется в том, что у разработчиков Windows NT за плечами есть опыт создания классической для своего времени ОСРВ RSX11М (для компьютеров фирмы DEC).

Даже поверхностный анализ Windows NT показывает, что эта система не годится для построения систем жесткого реального времени (система непредсказуема - время выполнения системных вызовов и время реакции на прерывания сильно зависит от загрузки системы; система велика; нет механизмов защиты от "зависаний" и пр. и пр.). Поэтому даже в системах мягкого реального времени Windows NT можно использовать только при выполнении целого ряда рекомендаций и ограничений.

Разработчики расширений пошли двумя путями.

1. Использовали ядра классических ОСРВ в качестве дополнения к ядру Windows NT. Таковы решения фирм LP Elektroniks и Radisys. В первом случае параллельно с Windows NT (на одном компьютере!) работает операционная система VxWorks, во втором случае - InTime. Кроме того, предоставляется набор функций для связи приложений реального времени и приложений Windows NT. Вот как, например, это выглядит у LP Elektroniks: вначале стандартным образом загружается Windows NT, затем с помощью специального загрузчика загружается операционная система VxWorks, распределяя под себя необходимую память Windows (что в дальнейшем позволяет избежать конфликтов памяти между двумя ОС). После этого полной "хозяйкой" на компьютере уже становится VxWorks, отдавая процессор ядру Windows NT только в случаях, когда это позволяют приложения VxWorks. В качестве канала для синхронизации и обмена данными между Windows NT и VxWorks служат псевдодрайверы TCP/IP в обеих системах. Технология использования двух систем на одном компьютере понятна - работу с объектом выполняет приложение реального времени, передавая затем результаты приложениям Windows NT для обработки, передачи в сеть, архивирования и т. п.



2. Вариант расширений реального времени фирмы VenturCom выглядит иначе: здесь сделана попытка "интегрировать" реальное время в Windows NT путем исследования причин задержек и "зависаний" и устранения этих причин с помощью подсистемы реального времени. Решения фирмы VenturCom (RTX 4.2) базируются на модификациях уровня аппаратных абстракций Windows NT (HAL - Hardware Abstraction Layer) - программного слоя, через который драйверы взаимодействуют с аппаратурой. Модифицированный HAL и дополнительные функции (RTAPI) отвечают также за стабильность и надежность системы, обеспечивая отслеживание краха Windows NT, "зависания" приложений или блокировку прерываний. В состав RTX входит также подсистема реального времени RTSS, с помощью которой Windows NT расширяется дополнительным набором объектов (аналогичным стандартным, но с атрибутами реального времени). Среди новых объектов - нити (потоки, процессы) реального времени, которые управляются специальным планировщиком реального времени (256 фиксированных приоритетов, алгоритм - приоритетный с вытеснением). Побочным результатом RTX является возможность простого создания программ управления устройствами, так как среди функций RTAPI есть и функции работы с портами ввода-вывода и физической памятью. Предложения VenturCom характерны еще и тем, что они предоставляют экзотическую для NT возможность, а именно - возможность конфигурирования Windows NT и создания встроенных конфигураций (без дисков, клавиатуры и монитора) (Интегратор Компонентов - CI).

Несмотря на всю неоднозначность (а точнее - однозначность!) отношения традиционных пользователей систем реального времени ко всему, что связано с Microsoft, необходимо констатировать факт: появился новый класс ОСРВ, а именно расширения реального времени для Windows NT. Результаты независимых тестирований этих продуктов показывают, что их можно использовать для построения систем жесткого реального времени.

Область применения расширений реального времени - большие системы реального времени, где требуется визуализация, работа с базами данных, доступ в Интернет и т.п.




Тенденции развития ОСРВ

После того, как мы попытались навести порядок в мире ОСРВ, предложив классификацию систем, придется этот порядок разрушить, рассказывая о том, как развивается мир систем реального времени.

Один из видимых процессов - сближение ОСРВ различных классов. Так во многих ОСРВ класса "ядра реального времени" и UNIX ы реального времени появились в последнее время кроссовые системы разработки высокого качества, что раньше было характерно для ОСРВ класса "исполнительные системы реального времени". И это - общая тенденция. Резидентные средства разработки для ОСРВ, поддерживающих многие целевые архитектуры, уже выглядят архаизмом. Так, например, мощные кроссовые системы разработки появились в таких ОСРВ, как OS9 ("ядра реального времени") и LynxOS (UNIX ы реального времени).

Что касается систем исполнения ОСРВ, здесь наблюдается такая же картина: в системах класса "UNIX РВ" и "ядра РВ" появляются новые компактные варианты систем исполнения с маленьким временем переключения контекста (качество систем класса "исполнительные ОСРВ"). Примеры: OS9, QNX, LynxOS.

Еще одна тенденция, которую нельзя не заметить - это появление во многих ОСРВ таких продуктов как Java реального времени (Real-Time JAVA) и встроенный Java (Embedded JAVA). Сейчас JAVA - один из обязательных атрибутов систем реального времени.

Отмечу также интересную тенденцию, возникшую в последнее время, и связанную с тем, что в ряде ОСРВ (QNX, LynxOS) появились дополнительные библиотеки, реализующие подмножества программного интерфейса WIN32. Аналогичные процессы происходили в недавнее время со стандартом POSIX 1003.1 (базовый программный интерфейс UNIX а). В итоге многие ОСРВ стали POSIX-совместимыми. Видимо, в недалеком будущем многие ОСРВ станут еще и WIN32-совместимыми.

Говоря о тенденциях развития ОСРВ, нельзя обойти вниманием вопрос, о котором сейчас много говорят и пишут, а именно вопрос об операционной системе Windows CE, о позиционировании этой системы по отношению к ОСРВ.

Версии Windows CE, появившиеся к настоящему моменту, никак не назовешь системами реального времени (версии 2.0 и 2.1). Эти продукты говорят, скорее, о поисках, в которых находятся специалисты Microsoft, чем о какой-то магистральной линии развития. Так, программные интерфейсы для драйверов в версиях 2.1 и 2.0 несовместимы друг с другом, причем в версии 2.1 появились существенные недостатки, следствие которых - большие задержки при операциях ввода-вывода. Появление версии 3.0, про которую уже известно, что она будет существенно отличаться от предыдущих, прояснит ситуацию и позволит понять, как будет развиваться Windows CE дальше. Несомненно одно: Microsoft открыл проект CE с целью выйти на рынок встроенных применений и, наверное, достигнет многого на этом рынке. Однако встроенные системы и системы реального времени - не одно и то же. Различные интеллектуальные калькуляторы, электронные записные книжки, переводчики, органайзеры, и т.п. представляют собой огромный рынок сбыта - именно там лежит область интересов Microsoft, и требования именно этого рынка будут определять технические решения в области СЕ, а никак не требования жесткого реального времени. Создать же универсальную систему, удовлетворяющую противоречивым требованиям невозможно. Поэтому маловероятно, что Windows CE составит серьезную конкуренцию системам, о которых говорилось в этой статье.

С автором можно связаться по:

тел. 7426828

е-mail: jdanov@rtsoft.msk.ru



Другие статьи раздела:


 


| Новости | Организации | Описания | Форум | Публикации | Регистрация |
Copyright © 2000 - 2001 ГОСНИИСИ. Авторские права охраняются.
Воспроизведение материалов или их частей в любом виде без письменного разрешения запрещено.
 
 
Rambler\'s Top100